Общие вопросы
  генеалогии


  История родов и семей

  Краеведение

  История и истории

  Вспомогательные
  исторические
  дисциплины


  Энциклопедии, словари,
  справочники



  Периодические издания
  и альманахи


  Статьи и публикации


  Газета СВРТ
  "Память рода"





Газета «ПАМЯТЬ РОДА» № 1, 2009 год






На родине оружия, пряников и самоваров

VII Всероссийская выставка прошла в городе-герое Туле

В ноябре-декабре 2008 года в городе-герое Туле прошла VII Всероссийская генеалогическая выставка.
Экспозиция, организованная Союзом Возрождения Родословных Традиций совместно с Тульским историко-родословным обществом, разместилась в выставочном зале на Красноармейском проспекте.
Тула - один из древнейших городов России. Первое упоминание о ней в Никоновской летописи датируется 1146 годом, однако поселения <на старом городище> у речки Тулицы встречались еще раньше. Название реки, возможно, и легло в название города. Позднее, в XIV веке, после татаро-монгольского нашествия, это поселение стало центром ремесла и торговли, подвластным рязанским князьям. После разгрома полчищ Мамая на Куликовом поле произошло объединение русских земель вокруг Москвы, а во второй половине XV века Тула вошла в состав единого Российского государства.
Тула - город с богатейшей историей, и его судьба тесно переплелась с судьбой России.
Начиная с петровских времен здесь развивалось оружейное производство. Уже в XVII веке в Туле формировались династии таких известных тульских предпринимателей как Мосоловы, Баташовы, Ореховы, Лялины, Гольтяковы, Лугинины и, конечно, знаменитые Демидовы.
Стены Тульского кремля, возведенные более 450 лет назад, выдерживали бесчисленное количество жестоких осад, отражая набеги татар на границе <дикого поля> - степи. Впоследствии князь московского государства Василий III укрепляет Тулу как каменный и огневой щит на подступах к столице с юга и начинает строительство каменного Тульского кремля - главного звена южного оборонительного рубежа Московского государства.
Эту функцию Тула выполняла и в годы Великой отечественной войны. Осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска вплотную приблизились к Москве, на южных подступах, снова, как и столетия назад, неприступной крепостью на пути врага стала Тула. 45 дней и ночей воины и ополченцы отбивали натиск танковой армады генерала Гудериана. За героическую оборону Тула удостоена звания города-героя.
Многие известные люди жили в разное время в Туле. Родословные некоторых из них были представлены на прошедшей в городе генеалогической выставке.
Это и знаменитый художник Порфирий Крылов, член творческого коллектива художников-графиков и живописцев Кукрыниксы.
Это и известный революционер и соратник Ленина Тимофей Сапронов, достигший постов Председателя Моссовета и секретаря ВЦИК. Позже Сапронов разочаровался в вожде, назвал его на съезде олигархом, был исключен из партии и растрелян.
Огромное 4-метровое полотно представило родословную директора Тульского оружейного завода Николая Пушкина.
Выставка в Туле вызвала большой интерес как у простых жителей города, так и у специалистов.
На открытии присутствовали генеалоги из Москвы, Подмосковья, Казани, Ярославля, Тулы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Брянска, Воронежа и даже из Улан-Удэ. Были гости из Украины.
Сотрудники Государственного архива Воронежской области приехали с экспонатами, посвященными своим землякам. Их статья о выставке должна появиться в журнале "Воронежский вестник архивиста".
Открытие освещали корреспонденты центрального и местного телевидения ("Первый канал", "Россия" и др.), многих местных СМИ.
Тульская областная газета "Молодой коммунар" писала в эти дни: "Каждое из экспонирующихся родословных древ - своего рода произведение искусства, за которым стоят месяцы, а то и годы кропотливого исследовательского труда...".
Еще один отзыв гостей об экспонатах выставки: "А какие они красивые и непохожие друг на друга! Вот уж точно - если не знаешь каким сделать свое родословное древо, приходи на выставку и выбирай образец для подражания - глаза разбегаются".
По словам куратора выставки, члена СВРТ Геннадия Зайцева, возраст посетителей - различный, от 10 до 70 лет. Приходили поодиночке, группами, семьями. Посетители интересовались, с чего начинать поиски, как оформлять свое древо. Были и люди занимающиеся генеалогией своего рода несколько лет. Судя по записям в Книге отзывов, на выставку приезжали не только туляки, но и представители из других регионов страны и даже из Белоруссии. Всего выставку посетили более двух тысяч человек.
Большая заслуга в том, что выставка прошла успешно, принадлежит Председателю Тульского ИРО В.А. Кубаткину и куратору выставки Г.А. Зайцеву.
Увлечение такой прикладной исторической наукой, как генеалогия, - не прихоть скучающих душ. Это реализация потребности сердца выйти за некие пределы, за рамки, возникшие как следствие нашей рутинной жизни. Это путь к пониманию истории своей страны. Путь, по которому можно двигаться постепенно или скачками, преодолевая радости и разочарования, и при этом делая свои маленькие открытия. Это путь, которым стоит идти каждому. И очередная выставка - подтверждение тому.
Андрей Кочешков,
г. Ярославль

Наверх




Весна, Москва, "Наследие"


В активе нашей организации уже семь Всероссийских генеалогических выставок. География их очень широка. Проходили они в разных городах нашей страны, но 2008 год ознаменовался <наступлением на Москву>. В течение прошедшего года помимо двух Всероссийских выставок было проведено три небольших вернисажа в Москве, и все они были посвящены празднованию Года Семьи.
Наступивший год мы начинаем 22 марта открытием выставки <Обратись к истокам> в Государственном выставочном зале-музее <Наследие>. Выбор места проведения не был случаен. Дело в том, что около десяти человек из нашего Союза живут на юге Москвы, и поэтому захотелось порадовать именно земляков, но есть планы показать эту экспозицию не только в Южном округе. Первая выставка <Обратись к истокам> прошла в Государственной Думе еще в 2006 году, но доступ на нее был весьма ограничен. Теперь же мы представляем наши работы на суд всех москвичей. ГВЗМ <Наследие> является самым молодым выставочным залом Южного административного округа. Находится зал в районе Бирюлево-Восточное. Зал начал работать всего десять лет назад, но за это время его посетило более миллиона человек. <Наследие> имеет статус музея, его фонды ежегодно пополняются работами известных мастеров, которые передаются авторами безвозмездно. Думаю, найдется место в музее и для нашего подарка.
Хозяева зала-музея - очень интересные люди. Директор Евдокимов Николай Егорович - художник, который не только работает в очень редкой технике живописи восковыми расплавленными красками (энкаустика), но еще и пишет стихи в малоизвестной форме Кю. Старший научный сотрудник, куратор нашей выставки Холина Наталья Николаевна помимо своей работы очень увлечена таким хобби, как изготовление медведей из разных материалов (теддимания) и, видимо, поэтому в музее регулярно проводятся выставки и конкурсы, где медведь является главным героем.
Эти люди с энтузиазмом откликнулись на наше предложение о проведении генеалогической выставки.
Помимо экспонатов основной нашей экспозиции будут представлены и стенды, подготовленные членом СВРТ Ольгой Мокрушиной специально к этой выставке. Здесь можно будет увидеть <Древо фамилий старейших московских жителей дворцовой Коломенской волости>, Древо потомка ореховских крестьян, одного из основоположников ракетного кораблестроения Ю.А. Мозжорина, родословие коренных жителей села Царицыно: Смысловых, Козловых, Дворецких, Мочалиных и др. В дни работы выставки будут организованы мастер-классы по составлению семейных родословий, можно будет получить консультации у членов нашей организации.
Надо отметить, что подобную выставку мы впервые проводим совместно с Фондом возрождения национальных традиций <Новый век> и при поддержке Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы. Но, как считают председатель Фонда Л.А. Комиссарова и первый заместитель руководителя Департамента А.В. Гусев, это только начало, а итогом года может быть выставка в ЦВЗ <Манеж>.
Выставка продлится до 12 апреля. Приходите семьями, приглашайте своих друзей, мы будем рады видеть ВАС!!!
Валерий Бибиков,
Президент СВРТ

Наверх




Деятельность СВРТ в 2008 г.


Вышел в свет первый номер газеты СВРТ <Память рода>. 18.01.2008, г. Москва.
* * *
Участие в цикле передач о генеалогии на радио <Образ>. Январь-декабрь 2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Поиск архивного материала для книги И. Высоцкой <Мой брат Высоцкий. У истоков>. Январь 2008, г. Москва.
* * *
Детский генеалогический конкурс. Октябрь 2007 - январь 2008, г. Углич Ярославской области.
* * *
Шестая Всероссийская генеалогическая выставка. 22.01.2008 - 29.02.2008, г. Углич Ярославской области.
* * *
Прямой эфир на радиостанции <Маяк>. 24.01.2008, г. Москва.
* * *
Запись передачи о генеалогии и генеалогических выставках на Ярославском радио. 31.01.2008, г. Ярославль.
* * *
Семинар для организаторов внешкольной работы. 14.02.2008, г. Шатура Московской области.
* * *
Участие в краеведческой конференции <История семьи в истории России>. 28.02.2008, г. Смоленск.
* * *
Публикация в журнале <Библиотечное дело>. Февраль 2008.
* * *
Выпуск детской брошюры <Занимательная генеалогия>, выпуск 3. Март 2008, г. Москва.
* * *
Запись сюжета на тему генеалогии на чебоксарском телевидении. 13.03.2008, г. Чебоксары.
* * *
Беседа с работниками Государственного исторического архива Чувашской Республики о деятельности СВРТ. 15.03.2008, г. Чебоксары.
* * *
Участие в заседании клуба . 29.03.2008, г. Москва, Российская государственная детская библиотека.
* * *
Участие в сюжете на генеалогическую тему в телепередаче <Утро. Местные вести>. 4.04.2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Участие в передаче <Страсти по родословной> на телеканале <Домашний>. 11.04.2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Участие в симпозиуме <Психологические проблемы смысла жизни и акме>. 23-24 апреля 2008, г. Москва.
* * *
Публикация в журнале <Библиотека>. Май 2008г.
* * *
СВРТ выступил с инициативой объявить 12 мая профессиональным праздником генеалога-родоведа, Днем памяти предков. 12.05.2008, г. Москва.
* * *
Вышел в свет второй номер газеты СВРТ "Память рода". 14.05.2008, г. Москва.
* * *
Участие в городском мероприятии "Родники семейных традиций". 17.05.2008, г. Москва, Коломенское.
* * *
Конкурс исследовательских работ по генеалогии "Летописец". 01.01.2008 - 08.06.2008, г. Воскресенск Московской области.
* * *
Участие в общегородских мероприятиях, посвященных Дню защиты детей. 01.06.2008, г. Москва, ВВЦ.
* * *
Участие во Всероссийской научно-практической конференции сотрудников детских библиотек "Малый город - большая история" 27-29 июня 2008, г. Нижний Новгород - Богородск - Балахна.
* * *
Создание базы данных "Московское купечество" Июнь-декабрь 2008, г. Москва - Шатурский район.
* * *
Выпуск 3-го номера газеты "Память рода". Сентябрь 2008, г. Москва.
* * *
Участие в общегородских мероприятиях, посвященных Дню города. 6-7 сентября 2008, г. Москва, Лубянская площадь.
* * *
Участие в краеведческих чтениях. 15 сентября 2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Участие в конференции "Семейные ценности в музейных экспозициях". 2 октября 2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Участие в Петровских чтениях. 7.10.2008, г.Чебоксары.
* * *
Детский генеалогический конкурс. 14.02.2008 - 21.11. 2008, г. Шатура, Московская область.
* * *
Интервью газете "Русский репортер". 2 ноября 2008, г.Нижний Новгород.
* * *
Участие в VI международной научной конференции "Жизнь провинции как феномен духовности" 14-15 ноября 2008, г. Нижний Новгород.
* * *
Выпуск 4-го номера газеты "Память рода". Ноябрь 2008, г. Москва.
* * *
Седьмая Всероссийская генеалогическая выставка. 23.11.2008 - 19.12.2008, г.Тула.
* * *
Поиск архивных материалов для книги "Высоцкий. Исследования и материалы. Том 1. "Детство". Декабрь 2008, г. Москва.
* * *
Работа с архивом г. Балахны о возможности оцифровки метрических книг. Декабрь 2008, г.Нижний Новгород - г.Балахна Нижегородская область.
* * *
Участие в XV Савеловских чтениях. 19- 20 декабря 2008, г.Москва, Государственный исторический музей.
* * *
Участие в Неделе некоммерческих организаций, проводимой администрацией Нижнего Новгорода. 22-26 декабря 2008, г.Нижний Новгород.
* * *
Всероссийский конкурс работ по генеалогии "Моя семья". Март 2008 - февраль 2009, г.Москва.
Юлия Стриганова,
пресс-секретарь СВРТ

Наверх




Сага о любви

(к архиву и не только)

Любите ли вы архив? Любите ли вы архив так, как люблю его я? Задумайтесь, чем вам приходится жертвовать (и приходится ли вообще), чтобы провести там хотя бы час? Сильно ли вы переживаете, если запланированный поход вдруг отменяется? Хорошо ли вы спите накануне этого похода? Ощущаете ли вы дрожь в кончиках пальцев, представляя, как прикоснетесь к страницам нужных вам книг? Отмените ли вы свои планы из-за проливного дождя, мороза или урагана? Поет ли ваше сердце, блестят ли глаза в предвкушении ЧУДА?
Если вам знакомы такие чувства, вы поймете, в каком приподнятом расположении духа я мчалась вчера в архив. Трамвай не скрипел, а пел "а вдруг - а вдруг - а вдруг - а вдруг". И вот долгожданная встреча с архивом. Долгие минуты ожидания в коридоре - нет мест. Обида за потерянное время. Наконец, прорываюсь в зал. Сотрудница радостно извещает: "Прекрасно, что вы пришли сегодня, завтра заказанные книги вернули бы в хранилище". Извиняясь, усаживает меня в торце стола. Сижу боком к столу, писать неудобно, быстро устала рука и шея, но повторяю про себя: "Прекрасно, что я пришла:"
Через час освободился стол. Видели бы вы, с каким победным видом шагала я к новому рабочему месту, держа в руках открытую метрическую книгу. Молодой человек за соседним столом оторвался от своих бумаг и улыбнулся:. Только присела, сразу погрузилась в работу, понимая, что все равно не успею за один раз сделать нужные выписки. Вдруг кто-то сзади тронул за плечо, позвав: "Девушка!". Медленно поворачиваюсь, не особо понимая, что от меня нужно. Вижу умные глаза, которые говорят шепотом: "Девушка, у вас такой хороший хвостик, так и хочется дернуть. Можно я дерну?" Ожидала чего угодно: помочь разобрать слово, подсказать что-то. Но такое:
Чувствую, что краснею, и от этого краснею еще больше. Поворачиваясь к своим книгам, не своим голосом говорю: "Можно". Встаю с места, лихорадочно собирая тетради и книги. Сосед удивленно и с сожалением: "Вы уже убегаете?". Наклонясь к нему, чтобы не беспокоить других, отвечаю: "Дети одни дома". И тут уже краснеет он:
Выбегаю на крыльцо архива, к трамваю почти бегу. Ругаю себя за реакцию, удивляюсь сама себе. Оказалось, что с годами научилась постоять за себя, отвечать на грубости. А от такой наивности и неиспорченности растерялась, не знала, как себя вести.
И вот я иду домой, к своим детям. И душа поет не оттого, что узнала имя прапрадедушки, и не оттого, что узнала девичью фамилию прапрабабушки, а оттого, что кому-то еще хочется дернуть меня за хвостик.
Елена Коровченко

Наверх




Новые технологии в генеалогических исследованиях

FamilySearch Indexing и новый Family Search

Все, кто сталкивался с хранилищами генеалогических данных, знают, как непросто найти информацию, которая вам нужна. Одна из причин этого - ветхость документов, которые год от года не становятся лучше.
Решением этой проблемы может стать создание всеохватывающей базы данных по генеалогическим источникам. Этот проект был создан Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней. Предполагается, что результатами труда смогут воспользоваться представители и других вероисповеданий или даже люди неверующие.
Полученная в результате база данных будет бесплатной и позволит быстро находить интересующую вас информацию.
В этом проекте может участвовать любой человек, который хочет бескорыстно помочь облегчить поиски своих предков. Для этого нужен компьютер, связь с Интернетом и, самое главное, желание.Всего за 30-40 минут вы сможете "воскресить" 10-20 забытых имен наших предков.
Многие годы профессиональные генеалоги, генеалоги-любители и члены Церкви ездили по архивам разных стран, переписывали и фотографировали архивные книги. Копии этих записей, микрофильмов и микрофишей собирались в огромном хранилище в Гранитной горе вблизи Солт-Лейк Сити, штат Юта, США, где они обрабатывались, каталогизировались и хранились.
С целью сделать информацию из хранилища в Гранитной горе доступной всем, интересующимся своей семейной историей, был разработан проект под названием FamilySearch Indexing.
Электронный каталог, в отличие от отсканированных снимков, уже доступен для компьютерного поиска по ключевым словам.
Для того, чтобы увидеть результаты уже проиндексированных проектов, нужно зайти на сайт FamilySearch.org, потом щелкнуть ссылку Search Records, а затем Record Search pilot.
За 2008 год во всем мире было проиндексировано (то есть занесено в базу данных) около 115 миллионов имен - это больше населения такой страны, как Мексика.
Для того, чтобы начать индексировать, нужно зарегистрироваться на http://www.familysearch.org/eng/indexing/frameset_indexing.asp.
А как и где сохранить информацию, которую вы собираете с большим трудом? Один из вариантов - это программа <Новый Family Search>. Здесь опять использованы интернет-технологии для того, чтобы сделать ее доступной в вашем собственном доме.
Теперь Новый Family Search доступен он-лайн и на русском языке. В нем находятся все базы данных, имеющиеся в распоряжении, причем, возможен поиск по этим базам данных. Эти данные часто размещены конкретным лицом, с которым можно связаться через интернет, если вас заинтересовали данные в его родословии.
Программа постоянно совершенствуется с тем, чтобы сделать ее максимально удобной для пользователей, не имеющих специальных навыков работы с компьютером.
Валентина Гонтарь,
г. Санкт-Петербург

Наверх




Убит повторно и навечно


Это стихотворение явилось результатом сильного переживания, когда я узнал, что одна из моих знакомых сожгла письма и фотографии мужа и его друзей, в том числе и фронтовые. Часть документов были разорваны и выброшены.
Ее муж погиб в 1944 году. Она решила, что детям и внукам эти письма и фотографии не нужны. Она так решила. За все поколения и за всех дальних и близких. И своим ничем не оправданным поступком совершила непоправимое. Слово "никогда" имеет страшный смысл: никогда не узнать, о чём писал отец и дедушка с фронта, никогда не узнать, о чем писали, думали и мечтали его фронтовые друзья, никогда не увидеть их лиц и глаз. И еще очень и очень многое никогда не узнать и никогда не увидеть. И всякий раз, вспоминая событие, очевидцем которого я случайно стал, хочется воскликнуть: "Господи! Прости! Не ведают, что творят!"


По всей России обелиски.
Журавлик в небесах летит.
Я в Бресте был убит фашистом.
Вторично - близкими убит.

Убит вторично и навечно -
Ни фотографий, ни письма,
Ни даже мысли скоротечной,
Что ведь живой была душа.

Она жила в неровных строчках,
Что заполняли жизни строй.
И, не желая ставить точек,
Делился жизнью я с тобой.

Душа жила, была, и нету,
Ну, жгите, что не сожжено!
Пусть сотни писем канут в лету
Прощённой глупостью - на дно.

Пошло в огонь, почти не глядя,
Всё то, что святостью легло -
Глаза отца, улыбка мамы
И дальних родичей тепло.

Летят обрывки тёплых писем
И фотографий прежних лет.
Так, словно мы по русским весям
Скрываем свой постыдный след.

Летят в огонь, мертвы и бледны...
В наследство - белизна листа...
А родословные легенды -
Из уст в уста, из уст в уста...
Юрий Аруцев,
Председатель Ярославского историко-родословного общества,
член СВРТ,
18.12.2008

Наверх




Неизвестный солдат


Эту карточку я помню с детства. На ней нет имени изображенного солдата, есть только дата: <1917>. Пройдет еще немного времени, и этой карточке исполнится 100 лет. Рассматривая старые фотографии, мальчишки, как правило, чаще интересуются людьми в военной форме, чем женщинами в непривычных, чудных платьях. Спрашивал и я свою бабушку о том, кто изображен на снимке. В 1917 году она уже окончила гимназию и вполне могла знать этого человека. Но она не знала. Или не хотела говорить.
После 1917 года многое в России стало по-другому. Вместо того чтобы знать своих предков до пятого, а то и до десятого колена, передавать из поколения в поколение семейные истории, многие люди были вынуждены <забыть> о своих дедах и прадедах. А потом стали рождаться следующие поколения, которые и на самом деле ничего не знали. Так стала формироваться страна <Иванов, не помнящих родства>...
Но кем же был солдат на старой карточке? По форме музейщики определили, что солдат был, скорее всего, вольнонаемным, служил в санитарном батальоне. Он не погиб на 1-й мировой войне, дожил до событий 1917 года. Скорее всего, он дожил и до последовавшей затем Гражданской войны. Если дожил, то на чьей стороне был? Может быть, он остался сторонником той России, в которой вырос он и его предки и пошел защищать <Веру, царя и отечество>, пошел за белых. А может быть, наслушался рассказов о будущей прекрасной жизни в новом государстве, в котором все будут равны и все будет по-справедливости, и пошел воевать за красных. Что гадать !?
Если солдат служил у красных, то с чего бы бабушке было скрывать его имя. А если он был среди белых, то, как она не побоялась сохранить карточку в семейном альбоме, зная, что это не только может создать дополнительные неприятности, но и привести к реальным репрессиям в отношении семьи и детей. Нет ответа.
Кем бы ни был человек, изображенный на карточке, соседом, знакомым бабушки или, может быть, ухажером, но фото неизвестного солдата до сих пор хранится в нашем доме.
Зачем я храню фото неизвестного человека? Все не так просто:
Далекий от всякой мистики, а тем более от привнесенных иноземных понятий о карме, реинкарнации, аурах и т.д., мне все-таки хотелось бы верить, что душа человека не умирает. Так приятнее, комфортнее. Или ты живешь один в мире, окруженный только (к сожалению временными) родными и друзьями, или ты кроме всех видимых родных и друзей окружен и защищен еще и многими поколениями твоих предков. Их души где-то всегда рядом. Чем чаще мы вспоминаем своих предков, тем теснее они сплачиваются вокруг нас. Чем больше ты знаешь поколений своих предков, тем больше вокруг тебя <рубежей защиты>.
Если человека вспоминают все реже и реже, а потом забывают и вовсе, то душа его, конечно, не умирает, но она постепенно, как бы чахнет, становится менее трепетной, по цвету все более серой и, наконец, уходит от людей все дальше и дальше. Таких душ гораздо больше, чем людей, проживающих сейчас на планете Земля. Если же человека вспоминают, перечитывают его письма, рассматривают его фотографии, используют предметы, которыми пользовался и он, читают его книги, смотрят картины, слушают музыку, написанную ушедшими поколениями, то души этих людей всегда с нами и в радости и в горе.
Высшая степень общения с душами ушедших - это молитва. Есть специальные службы, которые можно заказать в церкви. Тогда души ушедших ликуют. Но есть, как мне кажется, и еще один способ сделать душе приятно - это рассматривать старые фотографии, лица, глаза. Тогда душа радуется.
Вот почему я не выкидываю эту карточку неизвестного мне солдата. Думаю, что и дети и внуки поступят так же. Пусть он живет в нашем доме и следующие сто лет.
Валерий Глущенко,
г. Орел.
Http://www.orel-story.ru

Наверх




Память их в род и род


Наша малая родина - деревня Шайдрово (ныне - это район улиц Кошкина, Кантемировской и Медиков в Москве), известная по архивным источникам с середины XVII века, навсегда исчезла с географической карты в 1969 году.
И кроме небольшого архитектурного памятника - столба, находящегося сегодня в музее <Коломенское>, на земле уже не осталось материальных следов ее существования. Но она пока еще жива в людской памяти...


Мы, живые свидетели, помним, как необычайно красивым было место расположения деревни. Гирлянда прудов, образуемых речкой Чертановкой, тянулась на несколько километров, соединяясь с Царицынскими прудами. Над небольшим прудом, славившимся своей чистейшей водой, с правой стороны нависал крутой обрывистый берег, из под которого били многочисленные родники. Деревню окружали яблоневые и вишневые сады, а в палисадниках домов росла роскошная сирень. В мае от миндально-горьких запахов вишни, сладко-медовых запахов яблонь, дурманящих запахов сирени кружилась голова. Не случайно эти места так ценили первые русские цари Романовы и император Петр I, они так полюбились императрице Екатерине II.
И все же память о малой родине постепенно стирается, уходят из этой жизни люди, которые жили в этих местах, а их потомки уже ничего о них не знают. А без этих знаний, без чувства любви к нашим предкам и само понятие <любовь к Родине> остается простым бессмысленным звуком.
Между тем русские люди не всегда были беспамятными. Живые творили молитву об упокоении душ усопших родных и близких из самых дальних поколений. Родословная даже крестьянских родов хранилась в семьях посредством не только устных преданий, но и памянников, которые читались в православных храмах.
Ощутимым свидетельством преемственности поколений крестьянских родов были и сельские кладбища - погосты. Места захоронений располагались в непосредственной близости к местам проживания потомков, что делало удобным и многократным в течение года посещение кладбищ, ухаживание за могилами родных.
За годы Советской власти положение сильно изменилось. Люди в массовом порядке покидали места обитания предков и переселялись в города. Атеистические пропаганда и воспитание также способствовали тому, что память о предках стала стираться у каждого нового советского поколения. Сельские погосты стали зарастать густым бурьяном и постепенно исчезать, так как посещать их было уже некому. Люди стали забывать свою малую родину.
Многие городские жители, если еще и посещают изредка могилы своих родителей, но уже зачастую не знают, где похоронены их бабушки и дедушки. Не всегда есть их прямая вина в этом. Вот к примеру, наши предки и предки наших односельчан с 1684 г., когда был воздвигнут Храм иконы Божьей Матери <Живоносный источник> в селе Черная Грязь (потом - Богородское и Царицыно), и до середины 30-х годов прошлого века хоронились на Царицынском отведенном кладбище, но борцы за революцию боролись не только с живыми, но и с мертвыми. В память о своих соратниках, погибших в классовой борьбе, они на костях наших предков воздвигли мемориал <Борцам за Советскую власть>, а кладбище закрыли. Пришлось искать места захоронений на других близлежащих кладбищах. Особенно много наших, уже ближайших предков, упокоилось в 40-е - 50-е годы на кладбище в селе Дьяковском. Несколько десятилетий именно здесь осуществлялись захоронения. Но в конце 50-х годов и это кладбище закрыли для захоронений, а в конце 70-х годов уничтожили. В 80-е годы, когда началась массовая жилищная застройка в районе Москворечье-Сабурово, варварским образом бесследно было уничтожено кладбище в деревне Беляево (Ближнее).
В начале девяностых годов ХХ века открылись многие православные храмы. В них пришли люди разных возрастов. У тех, кто вернулся в лоно родной Церкви, появляется насущная потребность восстановить свою родословную, полнее выполнить, как повелевает разбуженная Божественным духом совесть, долг почитания родителей.
Именно разбуженная совесть и желание воскресить память об ушедших от нас близких привела нас со многими своими вопросами в архивы. И как хорошо, что нам встретился такой отзывчивый человек, как известный исследователь Ольга Мокрушина, которая отнеслась к нам с большим вниманием и стала для нас заботливым путеводителем и консультантом. Узнав из каких мы мест, она сразу предположила что мы с ней родственники. И ее опыт не подвел, мы оказались кровными родственниками сразу по нескольким фамильным ветвям.
Чем больше мы погружались в поиски своих корней, тем все более отчетливо перед нами открывались не только забытые имена. Как мозаика по драгоценным крупицам факты из жизни наших предков стали складываться сначала в историю фамилии, затем рода, а потом и в историю нашего родного гнезда - нашей малой родины.
Вот Кузьма Иванов, уже в зрелом возрасте перевезенный со своей женой и детьми в качестве военного трофея русско-польской войны 50-х годов XVII века впервые ступает на эту землю. Родной дядя царя Алексея Михайловича, боярин Семен Лукьянович Стрешнев заселял эти почти безлюдные места своим <литовским полоном>. Кто он был, Кузьма Иванов - русским, литовцем, белорусом, из каких точно мест - нам не известно. Но именно ему и его потомкам предстояло налаживать жизнь на новом месте. Они обрабатывали пашню и разводили чудесные сады, обустраивали хозяйство. Его дети основали большинство фамильных ветвей шайдровских крестьян. От него пошли: Смысловы, Максимовы, Козловы, Мочалины, Губанцевы, Малышевы, Дворецкие, Шикуновы, Махоткины, Равинские, Калекины, Курочкины, Шатровы, Тумановы, Живаловы, Баулины.
Вот уже внук Кузьмы Иванова, Герасим, верный, умный и отважный солдат Петра Великого, уволенный со службы за свои заслуги по указу с промеморией свободным.
Вот прапраправнук Кузьмы Иванова Дмитрий Иванов Смыслов, разбогатевший в Екатерининскую эпоху экономический крестьянин, за свои деньги покупает крепостного у какого-то помещика и вместо своих детей отдает его в рекруты. Так он сумел воспользоваться особым попечительством о царицынских крестьянах со стороны Екатерины II, давшей своему управляющему такой наказ: <Мы надеемся, что вы оное село с деревнями будите под управлением вашим содержать так, что они никакого утеснения и отягощения претерпеть не будут>. Дмитрий Иванович женился на Анисии Игнатьевне Мозжериной, из того самого рода ореховских крестьян, откуда произошел Герой социалистического труда, генерал-лейтенант, директор ЦНИИмаш, один из основоположников ракетного кораблестроения Юрий Александрович Мозжорин.
Вот представитель другой фамильной ветви от Кузьмы Иванова, Василий Иванович Пузанов, через три года после женитьбы призванный в армию Николая I, прослуживший 25 лет в составе 14-го, Ладожского и Томского егерских полков, участник всех военных компаний тех лет, вышедший в отставку после Крымской войны. После службы проявил себя незаурядным предпринимателем, основав два трактира и крупное товарное молочное производство. Он принял фамилию жены - Шатров, крестьянки Бронницкого уезда, и от него эту фамилию усвоили все представители этой фамильной ветви.
Вот наш дед и прадед, Михаил Иванович Смыслов, оставшийся безземельным крестьянином, он в солдатских окопах Первой мировой войны впитал в себя идеи справедливости. Эти идеи он пошел отстаивать и на Гражданскую войну. В составе Первой конной армии Буденного он участвовал в прорыве под Варшавой, где попал в польский плен. Был посажен в яму, откуда сумел бежать и дойти до родных мест. Участвовал в раскулачивании своих зажиточных односельчан и возглавил первый колхоз. В 30-е годы был подвергнут сталинским репрессиям по закону <о колосках> и вышел из лагерей перед войной. В первые дни войны был взят в плен, откуда неоднократно, но безуспешно пытался бежать. Из фашистского концентрационного лагеря попал не домой, а опять в сталинские лагеря. И несмотря на все это не изменил своего мировоззрения.
Вот наш отец и дед Григорий Михайлович Смыслов, за боевые подвиги дважды награ-жденный медалью <За отвагу>, ветеран атомной промышленности СССР, рационализатор и изобретатель, кавалер Ордена Трудовой Славы. Он единственный, кто не побоялся открыто выступить против насильственного выселения односельчан из своих домов в 1967-68 гг., за что подвергался <тихой> обструкции и зажиму со стороны партийных и местных органов власти.
Светлая, и благая, и вечная им память. И память их в род и род.
Александр и Павел Смысловы,
г. Москва

Наверх





Мы приглашаем всех желающих принять участие в развитии и наполнении этого издания. Если у вас есть о чем рассказать, мы будет рады опубликовать ваши материалы.

По вопросам публикаций обращайтесь к редактору газеты Андрею Кочешкову.

 
 
 
   
   
   
   
© 2006 - 2010 - СВРТ